Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делает трудовая инспекция?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Обязательства инспектора
В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.
Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.
Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).
Проверка работодателя трудовой инспекцией
Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.
Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:
- анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
- определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
- составление плана проверок;
- согласование плана с прокуратурой;
- публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.
Полномочия государственных инспекторов труда
Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре…», утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:
- прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
- получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
- проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
- направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
- запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.
Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.
Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:
- оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
- собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
- по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
- если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
- описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
- ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
- сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.
Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.
Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:
- для филиалов – 2 месяца;
- для малого бизнеса – 50 часов;
- на микропредприятиях – не более 15 часов;
- остальные работодатели – 20 дней.
В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.
При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:
- трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
- трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
- рабочий график и табель учета отработанных часов;
- больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
- график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
- расчетные листы;
- бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
- устав компании и правила внутреннего распорядка;
- оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
- положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
- доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.
В ходе проверки, инспекторы вправе:
- проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
- получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
- брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
- вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
- предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
- направлять в суд материалы;
- принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.
Не имеют права:
- запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
- изымать у работодателя оригиналы документов.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ.
Кoгдa мoжнo oбpaтитьcя в инcпeкцию пo тpyдoвым cпopaм
Любoй чeлoвeк, пoлaгaющий, чтo eгo тpyдoвыe пpaвa нapyшeны, имeeт пpaвo пoдaть зaявлeниe в тpyдoвyю инcпeкцию. Cтaтьeй 356 Tpyдoвoгo кoдeкca PФ гocyдapcтвeннaя инcпeкция тpyдa нaдeлeнa пoлнoмoчиями пpинимaть и paccмaтpивaть пиcьмa, зaявлeния, жaлoбы, a тaкжe дpyгиe oбpaщeния гpaждaн, в кoтopыx бyдyт yкaзaны фaкты, cвидeтeльcтвyющиe o нapyшeнии иx тpyдoвыx пpaв. A тaкжe пpинимaть нeoбxoдимыe мepы пo ycтpaнeнию нapyшeний и вoccтaнoвлeнию нapyшeнныx пpaв.
Нaпpaвить жaлoбy в гocyдapcтвeннyю инcпeкцию тpyдa мoжeт любoй гpaждaнин, y кoтopoгo ecть зaключeнный c paбoтoдaтeлeм тpyдoвoй дoгoвop. Или физлицo, тpyдoвoй дoгoвop c кoтopым нeдaвнo пpeкpaтил cвoe дeйcтвиe. Кpoмe тoгo, гocинcпeкция пo тpyдy paccмoтpит жaлoбy чeлoвeкa, y кoтopoгo нeт и нe былo тpyдoвoгo дoгoвopa c дaнным paбoтoдaтeлeм, нo oн пoдaвaл aнкeтy для тpyдoycтpoйcтвa, a eмy oткaзaли в пpиeмe нa paбoтy.
Задачи и функции Гострудинспекции
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (
ст.354 Трудового кодекса РФ).
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности
(ст. 355 Трудового кодекса РФ).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).
Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:
— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
— направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
— направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
— задержка выплаты или невыплата заработной платы;
— неверный расчет компенсаций при увольнении;
— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
> Формы и виды контроля
Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.
Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи
Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.
- осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства,
- устраивать ревизионные проверки в любое время,
- изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса,
- инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы: учредительный пакет документов,
- коллективный договор,
- штатное расписание,
- табели (журналы) учета рабочего времени,
- зарплатные ведомости,
- трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
- документы по охране труда,
Многие работники не могут отличить внутренние личностные конфликты с руководством от грубого нарушения условий трудового договора. Тем не менее, основными функциями трудовой инспекции является:
- консультирование работников по вопросам, касающихся толкования норм трудового законодательства;
- прием жалоб и заявлений от работников предприятия, права которых были нарушены;
- обработка жалоб и детальная проверка информации, которая поступила от работника;
- в случае обнаружения или подтверждения факта наличия нарушения законодательных норм — выдача письменного предписания, которое является обязательным для выполнения;
- составление протокола об административном правонарушении;
- проведение проверок организаций;
- принятие карательных мер в отношении виновных лиц: отстранение от должности, остановка работы предприятия и тп;
- подготовка документации для привлечения к ответственности;
- передача имеющихся данных в вышестоящие инстанции — прокуратуру, суд.
Перечень функциональных полномочий сотрудников инспекции намного шире. Поэтому каждый отдельный случай нарушения условий трудового договора и иных локальных инструкций следует рассматривать в индивидуальном порядке.
Рассмотрим более детально основные виды нарушения и способы их урегулирования.
Дискриминация на рабочем месте
Ст. 3 ТК РФ запрещает любые виды дискриминации на рабочем месте. Согласно данной норме, каждый работник имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Чаще всего дискриминация на рабочем месте выражается в следующих действиях руководителя:
- Отказ в трудоустройстве по причине личностных и национальных особенностей.
- При одинаковой трудовой нагрузке, определенные группы работников имеют значительное превосходство в размере заработной платы.
- Для отдельной категории работников в одностороннем порядке изменяются условия трудового соглашения.
Понятие дискриминации в большинстве случаев носит субъективный характер. Поэтому прежде чем сообщать о нарушении, работнику необходимо лично поговорить с работодателем. Чаще всего конфликтная ситуация решается на стадии проведения переговоров. Изначально это можно обсудить с юристом.
Задачи трудовой инспекции
Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:
- Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
- Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
- Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
- Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
- Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
- Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
- Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
- Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.