Что делает трудовая инспекция?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делает трудовая инспекция?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Обязательства инспектора

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Проверка работодателя трудовой инспекцией

Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  • анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  • определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
  • составление плана проверок;
  • согласование плана с прокуратурой;
  • публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Полномочия государственных инспекторов труда

Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре…», утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  • прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  • получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  • проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  • направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
  • запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Читайте также:  Материнский капитал при рождении двойни в 2023 году

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ.

Кoгдa мoжнo oбpaтитьcя в инcпeкцию пo тpyдoвым cпopaм

Любoй чeлoвeк, пoлaгaющий, чтo eгo тpyдoвыe пpaвa нapyшeны, имeeт пpaвo пoдaть зaявлeниe в тpyдoвyю инcпeкцию. Cтaтьeй 356 Tpyдoвoгo кoдeкca PФ гocyдapcтвeннaя инcпeкция тpyдa нaдeлeнa пoлнoмoчиями пpинимaть и paccмaтpивaть пиcьмa, зaявлeния, жaлoбы, a тaкжe дpyгиe oбpaщeния гpaждaн, в кoтopыx бyдyт yкaзaны фaкты, cвидeтeльcтвyющиe o нapyшeнии иx тpyдoвыx пpaв. A тaкжe пpинимaть нeoбxoдимыe мepы пo ycтpaнeнию нapyшeний и вoccтaнoвлeнию нapyшeнныx пpaв.

Нaпpaвить жaлoбy в гocyдapcтвeннyю инcпeкцию тpyдa мoжeт любoй гpaждaнин, y кoтopoгo ecть зaключeнный c paбoтoдaтeлeм тpyдoвoй дoгoвop. Или физлицo, тpyдoвoй дoгoвop c кoтopым нeдaвнo пpeкpaтил cвoe дeйcтвиe. Кpoмe тoгo, гocинcпeкция пo тpyдy paccмoтpит жaлoбy чeлoвeкa, y кoтopoгo нeт и нe былo тpyдoвoгo дoгoвopa c дaнным paбoтoдaтeлeм, нo oн пoдaвaл aнкeтy для тpyдoycтpoйcтвa, a eмy oткaзaли в пpиeмe нa paбoтy.

Задачи и функции Гострудинспекции

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (

ст.354 Трудового кодекса РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности

(ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:

— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

— направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

Читайте также:  Как привязать карту "Красное и белое" к телефону?

— направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

> Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства,
  • устраивать ревизионные проверки в любое время,
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса,
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы: учредительный пакет документов,
  • коллективный договор,
  • штатное расписание,
  • табели (журналы) учета рабочего времени,
  • зарплатные ведомости,
  • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
  • документы по охране труда,

Многие работники не могут отличить внутренние личностные конфликты с руководством от грубого нарушения условий трудового договора. Тем не менее, основными функциями трудовой инспекции является:

  • консультирование работников по вопросам, касающихся толкования норм трудового законодательства;
  • прием жалоб и заявлений от работников предприятия, права которых были нарушены;
  • обработка жалоб и детальная проверка информации, которая поступила от работника;
  • в случае обнаружения или подтверждения факта наличия нарушения законодательных норм — выдача письменного предписания, которое является обязательным для выполнения;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • проведение проверок организаций;
  • принятие карательных мер в отношении виновных лиц: отстранение от должности, остановка работы предприятия и тп;
  • подготовка документации для привлечения к ответственности;
  • передача имеющихся данных в вышестоящие инстанции — прокуратуру, суд.

Перечень функциональных полномочий сотрудников инспекции намного шире. Поэтому каждый отдельный случай нарушения условий трудового договора и иных локальных инструкций следует рассматривать в индивидуальном порядке.

Рассмотрим более детально основные виды нарушения и способы их урегулирования.

Дискриминация на рабочем месте

Ст. 3 ТК РФ запрещает любые виды дискриминации на рабочем месте. Согласно данной норме, каждый работник имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Чаще всего дискриминация на рабочем месте выражается в следующих действиях руководителя:

  1. Отказ в трудоустройстве по причине личностных и национальных особенностей.
  2. При одинаковой трудовой нагрузке, определенные группы работников имеют значительное превосходство в размере заработной платы.
  3. Для отдельной категории работников в одностороннем порядке изменяются условия трудового соглашения.

Понятие дискриминации в большинстве случаев носит субъективный характер. Поэтому прежде чем сообщать о нарушении, работнику необходимо лично поговорить с работодателем. Чаще всего конфликтная ситуация решается на стадии проведения переговоров. Изначально это можно обсудить с юристом.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *